Инфляция предложения


Инфляция предложения – происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции.

Основные источники инфляции предложения:
  1. Повышение зарплаты. Сильные профсоюзы давят на предпринимателей, добиваясь повышения зарплаты. Повышаются издержки предпринимателей на услуги труда, дороговизна производства делает невыгодным его расширение. Совокупное предложение начинает сокращаться, несмотря на то, что совокупный спрос остается на прежнем уровне, а порой и растет.
  2. Импортируемая инфляция. Под импортируемой понимается инфляция, проникающая в экономику страны из-за рубежа через цены иностранных товаров. Так, если в экономике страны широко используются в производстве импортируемые ресурсы (энергоносители и технология), то их резкое подорожание приведет к росту издержек внутри страны и к сокращению совокупного производства при одновременном росте цен.
  3. Монополизм фирм. Все виды монополий и олигополий удерживают цены за счет недопроизводства продукции по сравнению с конкурентным объемом выпуска. Происходит завышенная оценка ресурсов по отношению к их предельной производительности, а также завышение цен на продукцию. Распространяясь по всей экономике, искаженные ценовые сигналы с каждым производственным циклом развивают тенденцию к завышенному ценообразованию по сравнению с тем, какими должны быть цены при данном уровне технологического развития.
  4. Административное регулирование экономики. Например, частое изменение правовых норм, расплывчатость законодательства, усложнение и частое изменение процедур регистрации и отчетности фирм, усиление регламентации сфер предпринимательства, дробление лицензий, сокращение сроков их действий и т.д. Все это усиливает административные издержки в частности и трансакционные издержки в целом, а значит, может привести к повышению уровня цен в стране и к сокращению легального производства.

Механизм раскручивания инфляции предложения характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса.

На практике трудно различить инфляцию спроса и инфляцию предложения. Например, предположим, что резко возросли расходы на здравоохранение и, следовательно, увеличились совокупные расходы, вызвав инфляцию спроса. Когда на рынках товаров и ресурсов действуют стимулы, вызванные повышением спроса, некоторые фирмы обнаруживают, что их расходы на зарплату, материальные ресурсы и топливо растут. В собственных интересах они вынуждены поднять цены на свою продукцию, поскольку увеличились издержки производства. Хотя в данном случае явно наблюдается инфляция спроса, для многих фирм она выглядит как инфляция предложения.

Различие между инфляцией предложения и инфляцией спроса кроется в другом. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существует избыток совокупных расходов. Инфляция же предложения автоматически сама себя ограничивает: она постепенно исчезает, то есть самоизлечивается. Из-за уменьшения предложения реальный объем внутреннего продукта и занятость сокращаются, а это препятствует дальнейшему росту издержек.

 

Популярные сообщения

Котировки акций


adrbidask
Газпром0.000.00
ГМК0.000.00
Лукойл0.000.00
Ростелеком0.000.00
Татнефть0.000.00
ВТБ0.000.00

Статистика