То, что сегодня дополнительной эмиссией многие предприятия попросту пренебрегают, свидетельствует об отсутствии четкого представления с механизме ее осуществления у многих акционеров.
Дополнительная эмиссия является весьма привлекательным методом финансирования, что обусловлено свободой выбора срока дополнительной эмиссии, ее объема, практической неограниченностью по масштабам выпуска в рамках емкости вторичного рынка ценных бумаг, заинтересованностью инвесторов в реальном доступе к управлению капиталом.
Преимущества дополнительной эмиссии:- отсутствие необходимости при второй и прочих эмиссиях вносить изменения в устав; достаточно один раз определить количество дополнительных акций, которые объявляются при учреждении общества (размещаются в любой час «Х»);
- возможность моделирования изменений уставного капитала общества при его учреждении;
- предоставление полной свободы акционерному обществу в определении перспективы финансового развития;
- расширение возможностей акционерного общества в реальном управлении и формировании акционерного капитала и его собственников;
- ускорение роста уставного капитала.
- практически полная свобода и бесконтрольность совета директоров в изменении состава собственников в том случае, если вопросы проведения дополнительной эмиссии отнесены к их компетенции;
- субъективный подход при определении числа дополнительных акций, фиксируемых в уставе;
- отсутствие методик, рекомендаций по оптимизации соотношения числа дополнительных и размещенных акций с учетом конкретного профиля, типа, отраслевой принадлежности акционерного общества.
Негативно воспринимается дополнительная эмиссия из-за необходимости очень тщательно готовить документы по ее проведению, из-за больших организационных хлопот и недостаточной степени точности прогноза социально-экономических последствий для работающего коллектива и аппарата управления в результате ее проведения.
Однако время и жесткие финансовые реалии настойчиво подводят многих акционеров-учредителей, владельцев акционерных обществ к мысли о приоритетности и необходимости проведения дополнительной эмиссии как способа, прежде всего, привлечения дополнительных инвестиций. Специалисты считают, что больший эффект достигается при более крупной величине дополнительно размещаемых акций. Это объясняется тем, что расходы на проведение эмиссии, рекламу, иные издержки, связанные с выпуском, перекрываются в результате дополнительной эмиссии большим объемом привлечения инвестиций.
Фактором, поддерживающим развитие практики дополнительных эмиссий, является создание ряда профессиональных организаций работников рынка ценных бумаг в России, объединений депозитариев, регистраторов, брокеров, дилеров, что значительно упрощает размещение дополнительных выпусков акций. Способствует развитию дополнительных эмиссий и становление инфраструктуры вторичного рынка ценных бумаг России в целом. Кроме того, снижение банковских процентных ставок, низкий рост курса доллара создают дополнительные условия для привлечения отечественных инвесторов на вторичный рынок ценных бумаг. Следует отметить, что многие иностранные инвесторы также небезразличны к возможности приобретения в результате размещения дополнительных акций определенной части акционерного капитала многих предприятий в России. Особый интерес к дополнительным эмиссиям акционерных обществ проявляют банки. Более того, наглядно проявляется явно отраслевой подход многих банковских ассоциаций. Многие АО испытывают трудности, связанные с нехваткой финансовых ресурсов. Отсюда неплатежи, нехватка средств для поддержки и развития производства, задержки зарплаты. По оценкам специалистов пятая часть предприятий не использует заемные средства. Заметим, что в большинстве случаев это происходит из-за невозможности выплачивать высокие проценты и низкой платежеспособностью предприятий.
С одной стороны, вал текущих неплатежей неумолимо нарастает, и только отдельные предприятия выдерживают их шторм. Но с другой стороны повышается конкуренция. Предприятия теряют традиционно монопольные рынки сбыта, постоянных смежников, поставщиков переманивают более льготными условиями сотрудничества; более удачливые соперники устанавливают демпинговые цены. Ситуация усугубляется практическим отсутствием шлагбаумов для дешевой (пусть и более низкого качества), броской и яркой импортной продукции. Этому способствуют и жесткие законодательства многих стран мира, низкая, как правило, конкурентоспособность отечественных товаров, а также нежелание зарубежных товаропроизводителей упускать свое «место под солнцем» и отдавать его нашим соотечественникам.