Государственное регулирование частных капиталовложений в условиях недоинвестирования реального сектора экономики должно быть направлено на обеспечение предпринимателям достаточно высокой нормы прибыли. Главным методом государственного воздействия на норму и массу чистой прибыли частных компаний является налоговая политика. Можно выделить два важнейших направления налоговой политики государства, влияющих на развитие промышленности.
Во-первых, воздействуя посредством налогов на уровень сбережений населения, амортизационных фондов фирм и их нераспределенной прибыли, т.е. на величину потенциальных источников финансирования инвестиционных программ фирм, государство влияет на важнейшие макроэкономические пропорции, в частности, на распределение национального дохода между накоплением и потреблением.
Во-вторых, используя целенаправленные налоговые льготы, а также законодательство, государство воздействует на соотношение между инвестициями фирм в активную и пассивную часть основных фондов, на скорость воспроизводства основного капитала в промышленности страны, стимулирует инвестиции промышленных фирм в приоритетные, с точки зрения государства, направления, влияет на региональное размещение инвестиций.
К инструментам налоговой политики представляется возможным отнести следующие: прямое снижение ставки налога на прибыль, предоставление налоговых каникул для новых предприятий, отсрочка уплаты налога, скидка с налога в случае приобретения предприятием нового оборудования отечественного производства (так называемая инвестиционная налоговая скидка) и т.д.
Что же касается реализации социальной направленности инвестиционных налогов, то согласно мнению авторов инвестиционной концепции развития России «Инвестор», предлагается осуществить следующий ряд мер:
- Ввести инвестиционный кредит для тех предприятий, которые осуществляют инвестиционные вложения не только в производство, но и способствуют решению проблем увеличения занятости (уменьшение безработицы) путем создания новых рабочих мест, переобучая работников и т. д.
- Освободить (сделать минимальной) от налогов ту величину доходов работника и предприятий, которые направляются ими в виде инвестиций в человеческий капитал (в улучшение здоровья, повышение образования).
- Следует оставить только две ставки подоходного налога: текущую (повышенную), которая идет на удовлетворение текущих потребностей, и инвестиционную, которая идет на удовлетворение инвестиционных потребностей.
- Для того чтобы заработная плата была действительно заработанной, и ее прирост отражал, реальное повышение эффективности производства следует жестко увязать рост уровня зарплаты с ростом уровня производительности труда (первый не должен превышать последний). Целесообразно минимум заработной платы, необлагаемой налогами, установить равным стоимости минимальной потребительской корзины.
- Освободить от налогообложения ту часть налогов, которая идет на благотворительные цели или на поддержку слабо обеспеченных слоев населения, поскольку это способствует реализации принципов справедливости и снижению социальной напряженности в обществе.
- Аккумулятивные средства (сбережения) работников направлять на финансирование социальных проектов, обеспечивая их реальное инвестиционное покрытие в виде реально произведенных благ и услуг.
Подобная социальная направленность государственной налоговой политики действительно значительно способствовала бы улучшению инвестиционной ситуации в стране и повышению инвестиционной активности в целом.